ГЛАВА

3


ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА

 

«Все свои полномочия глава исполнительной власти получает от народа...»

Авраам Линкольн, первая речь по случаю торжественного введения в должность президента, 1861 г.

 

В то время, когда во всех крупных европейских государствах имелись наследственные монархи, идея о том, чтобы в стране был президент с ограниченным сроком пребывания на своем посту, сама по себе являлась революционной. Однако принятая в 1787 г. Конституция наделила президента исполнительной властью, и подобное положение сохраняется до сих пор. Кроме того, Конституция предусматривает выборы вице-президента, который принимает на себя президентские полномочия в случае смерти президента, а также в случае его отставки или неспособности выполнять свои обязанности. Несмотря на то, что в Конституции в определенной степени детализируются обязанности и полномочия президента, она не передает каких-либо конкретных полномочий исполнительной власти вице-президенту, кабинету министров президента в составе 14 человек (в него входят главы федеральных ведомств) или другим федеральным должностным лицам.

Создание мощного унитарного президентства явилось источником некоторых разногласий в Конституционном Конвенте. В ряде государств уже имелся опыт исполнительных советов, состоящих из нескольких членов, и эта система весьма успешно применялась на протяжении нескольких лет швейцарцами. Делегат Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы аналогичная система была принята и в Соединенных Штатах. Более того, многие делегаты, по-прежнему испытывавшие горечь от чрезмерных проявлений исполнительной власти, находившейся в руках английской монархии, не хотели сильного президентского правления. Тем не менее, верх взяли те, кто считал необходимым иметь одного единственного президента, который действовал бы в рамках жесткой системы сдержек и противовесов.

Согласно записанным в Конституции требованиям президентом США может быть американский гражданин (гражданка), родившийся (родившаяся) в США и достигший (достигшая) 35-летнего возраста. Кандидаты на пост президента отбираются политическими партиями за несколько месяцев до проведения президентских выборов, которые проводятся раз в четыре года (в годы, кратные четырем) в первый вторник после первого понедельника ноября. Двадцать вторая поправка, ратифицированная в 1951 г., ограничивает пребывание президента на своем посту двумя сроками.

Вице-президент выполняет свои обязанности одновременно с президентом. Помимо обладания правом при определенных обстоятельствах занимать место президента вице-президент является должностным лицом, председательствующим в Сенате. В двадцать пятой поправке, принятой в 1967 г., подробно определяется процесс передачи президентской власти. В этой поправке приводятся конкретные условия, в которых вице-президент имеет право вступить в должность президента в случае, если последний окажется не в состоянии выполнять свои обязанности. В упомянутой поправке также предусматривается возвращение на свой пост президента в случае его выздоровления. Кроме того, поправка, о которой идет речь, дает президенту возможность назвать кандидатуру вице-президента, подлежащую утверждению со стороны Конгресса, если вторая должность остается незанятой.

Конституция наделяет Конгресс полномочиями определять порядок перехода исполнительной власти после вице-президента. В настоящее время, если президент и вице-президент уходят со своих должностей, спикер Палаты представителей берет на себя временное исполнение обязанностей президента. Далее следует временный председатель Сената (сенатор, избранный этим органом в качестве председательствующего в отсутствие вице-президента), а затем идут должностные лица кабинета в установленном порядке.

Местом работы правительства является Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, федеральный анклав, расположенный на восточном побережье между штатами Мэриленд и Вирджиния. Там же находится Белый Дом, в котором живет и работает президент.

Метод избрания президента является особым. Он присущ только американской системе. Несмотря на то, что кандидаты указываются в избирательных бюллетенях, технически народ не голосует непосредственно за президента (и вице-президента). Вместо подобной процедуры избиратели каждого штата определяют свой список президентских «выборщиков». Их число равняется числу сенаторов и членов Палаты представителей, которое этот штат имеет в Конгрессе. Кандидат, набравший наибольшее число голосов в каждом штате, завоевывает все «голоса выборщиков» этого штата.

Выборщики всех 50 штатов и Федерального округа Колумбия - всего 538 человек - составляют так называемую коллегию выборщиков. Согласно положениям Конституции коллегия выборщиков никогда не собирается вместе в качестве отдельного органа. Вместо этого выборщики в каждом штате съезжаются на встречу в столицу своего штата вскоре после выборов и отдают свои голоса кандидату, набравшему наибольшее число народных голосов в своем штате. Чтобы добиться успеха, кандидат в президенты должен получить 270 голосов выборщиков из 538 возможных. В Конституции оговаривается, что, если ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства, решение принимается Палатой представителей, причем все члены этой палаты от того или иного штата голосуют как единое целое. В этом случае каждый штат и Федеральный округ Колумбия получают лишь один голос.

Срок пребывания на посту президента составляет четыре года и начинается 20 января после ноябрьских выборов (ранее президентский срок отсчитывался с марта, но в ратифицированной в 1933 г. двадцатой поправке предписывается считать началом этого срока вышеупомянутую дату). Президент приступает к выполнению своих служебных обязанностей сразу же после церемонии его торжественного введения в должность, по сложившейся традиции проводимой на ступеньках здания Капитолия США, в котором заседает Конгресс. Президент публично принимает президентскую присягу, и к ней его обычно приводит председатель Верховного суда США. Слова присяги записаны в Статье II Конституции США: «Торжественно клянусь (заявляю), что буду добросовестно исполнять должность президента Соединенных Штатов и всеми силами поддерживать, охранять и защищать Конституцию США». После церемонии принятия президентской присяги новый президент произносит речь при вступлении в должность, в которой дает краткую характеристику политики и планов своей администрации.

Полномочия президента

Пост президента Соединенных Штатов относится к должностям, предоставляющим тому, кто ее занимает, одни из самых широких властных полномочий в мире. Президент, говорится в Конституции, «должен заботиться о том, чтобы добросовестно исполнялись законы». Для выполнения этой обязанности он осуществляет контроль над исполнительной ветвью федерального правительства – широкой организацией, насчитывающей в своем составе более 4 миллионов человек, включая 1 миллион человек находящегося на действительной службе военного персонала. Кроме того, президент наделяется важными полномочиями в законодательной и судебной областях.

Исполнительные полномочия

В пределах исполнительной ветви власти как таковой у президента имеются широкие полномочия, касающиеся управления делами страны и работы федерального правительства. Президент может издавать правила, постановления и инструкции, называемые исполнительными приказами, которые имеют силу закона для всех федеральных органов и организаций и не требуют одобрения со стороны Конгресса. В качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами Соединенных Штатов президент также имеет право мобилизовать на федеральную службу подразделения Национальной гвардии штатов. В военное время или в периоды чрезвычайного положения в стране Конгресс может предоставлять президенту еще более широкие полномочия по управлению национальной экономикой и защите безопасности Соединенных Штатов.

Президент выдвигает, - а Сенат подтверждает - кандидатуры глав министерств и исполнительных органов, а также кандидатуры сотен других высокопоставленных федеральных должностных лиц. Однако огромное большинство федеральных работников отбирается через систему Гражданской (государственной) службы, в которой назначение и повышение в должности того или иного сотрудника основываются на его способностях и опыте работы.

Законодательные полномочия

Несмотря на конституционное положение о том, что «все законодательные полномочия» предоставляются Конгрессу, президенту как основному лицу, формирующему государственную политику, отводится важная законодательная роль. Президент может накладывать вето на любой законопроект, принятый Конгрессом, и, если две трети членов каждой палаты не проголосуют за преодоление президентского вето, законопроект не становится законом.

Проекты многих из законов, с которыми приходится иметь дело Конгрессу, разрабатываются по инициативе исполнительной ветви власти. В своих ежегодных и специальных посланиях Конгрессу президент имеет право предлагать то или иное законодательство, которое считает необходимым. Если до перерыва в своей работе Конгресс не принимает решений по этим предложениям, президент обладает полномочиями созыва специальной сессии Конгресса для их рассмотрения. Однако помимо этой официальной роли президент в качестве главы политической партии и основного исполнительного должностного лица правительства США в состоянии оказывать влияние на общественное мнение и таким образом воздействовать на ход работы с тем или иным законодательством в Конгрессе.

В последние годы, преследуя цель улучшения своих рабочих взаимоотношений с Конгрессом, президенты создали в Белом доме Управление по связям с Конгрессом. Помощники президента стараются быть в курсе дела относительно всей важной законотворческой деятельности и предпринимают попытки уговорить сенаторов и членов Палаты представителей от обеих партий выступить в поддержку политики администрации.

Судебные полномочия

Среди полномочий, предоставляемых президенту Конституцией, есть и право назначения важных государственных должностных лиц. Выдвигаемые президентом кандидатуры федеральных судей, включая членов Верховного суда, подлежат подтверждению со стороны Сената. Другим значительным полномочием президента является его право полного или частичного помилования любого лица, нарушившего федеральный закон за исключением случая импичмента, т.е. процедуры привлечения к ответственности высших гражданских должностных лиц. Полномочия амнистирования включают в себя право сокращать срок тюремного заключения и уменьшать размеры наложенных штрафов.

Полномочия во внешнеполитической области

Согласно Конституции президент является федеральным должностным лицом, в первую очередь несущим ответственность за отношения Соединенных Штатов с иностранными государствами. Президент назначает послов, министров и консулов (эти назначения подлежат подтверждению со стороны Сената) и принимает послов и других государственных должностных лиц зарубежных стран. Вместе с государственным секретарем президент занимается налаживанием и поддержанием всех официальных контактов с иностранными правительствами. Время от времени он может лично принимать участие в совещаниях и конференциях на высшем уровне, на которых встречаются главы государств для проведения прямых консультаций друг с другом. Так, например, президент Вудро Вильсон возглавлял американскую делегацию на Парижской мирной конференции, состоявшейся в конце первой мировой войны. Президент Франклин Д. Рузвельт встречался с руководителями союзных держав в период Второй мировой войны. С тех пор каждый из президентов садился за стол переговоров с руководителями ведущих мировых держав для обсуждения экономических и политических вопросов, а также достижения двусторонних и многосторонних соглашений.

Действуя через Государственный департамент, президент выполняет свои обязанности по защите американцев, находящихся за границей, и иностранных граждан, пребывающих в Соединенных Штатах. Президент решает, целесообразно ли США признавать новые страны и новые правительства, а также стоит ли вести переговоры с другими странами о заключении тех или иных договоров, которые будут носить для Соединенных Штатов обязательный характер после их одобрения двумя третями голосов Сената. Президент может также вести переговоры относительно так называемых «исполнительных соглашений» с иностранными державами и в тех случаях, когда заключение подобных соглашений не подлежит подтверждению со стороны Сената.

Ограничения президентской власти

Поскольку президенту США приходится выступать в самых разных ролях и нести самую разнообразную ответственность, и все это в сочетании с его заметным присутствием у себя в стране и на международной арене, политические комментаторы склонны делать заметный акцент на президентских полномочиях. Некоторые из них заводят речь об «имперском президентстве», имея в виду те огромные масштабы, которые приобрела роль президента, когда эту должность занимал Франклин Д. Рузвельт.

Однако каждый новый президент, прежде всего открывает для себя отрезвляющую реальность унаследованной им бюрократической структуры, которой может быть трудно руководить и направление деятельности которой крайне медленно поддается изменению. Полномочия президента по назначению людей на отдельные должности распространяются лишь приблизительно на 3 000 человек гражданского контингента правительственных работников, общая численность которых составляет около 3 миллионов человек.

Президент обнаруживает, что бюрократическая правительственная машина часто действует независимо oт вмешательства президента, что она работала таким образом и при предыдущих администрациях и что она и дальше будет поступать так же. Новым президентам сразу же приходится сталкиваться с большим количеством невыполненных решений ушедшей администрации. Этим президентам достается в наследство бюджет, составленный и возведенный в ранг закона задолго до того, как они приходят на свой пост. То же самое относится и к основным государственным программам расходования средств (таким как программа выплаты пособий и льгот ветеранам, программа выплат по социальному страхованию и программа бесплатной медицинской помощи престарелым), выполнение каждой из которых является обязательным по закону. Во внешнеполитической области президенты обязаны соблюдать условия договоров и неформальных соглашений, заключенных их предшественниками.

Эйфория «медового месяца» после выборов быстро проходит, и новый президент обнаруживает, что Конгресс становится все менее покладистым, а средства массовой информации все больше критикуют деятельность главы исполнительной власти. Президент оказывается вынужденным заключать, по крайней мере, временные союзы с кругами, преследующими различные, часто противоположные экономические, географические, этнические и идеологические интересы. Приходится идти на компромиссы с Конгрессом для того, чтобы добиться принятия хоть каких-то законов. «Очень легко провалить в Конгрессе тот или иной законопроект, - сокрушался в свое время президент Джон Ф. Кеннеди. - Куда труднее добиться его принятия».

Несмотря на эти трудности осуществления президентских полномочий, каждому президенту удается добиться хотя бы некоторых из своих законодательных целей и с помощью вето предотвратить вступление в силу законов, которые, по его мнению, противоречат интересам страны. Полномочия президента в вопросах ведения войны и установления мира, включая участие в переговорах о подписании договоров, представляются значительными. Более того, президент может использовать свое уникальное положение для популяризации своих идей и отстаивания своей политики. У главы исполнительной власти больше шансов довести их до общественного сознания и не дать своим политическим противникам привлечь общественное мнение на свою сторону. Президент Теодор Рузвельт называл эту сторону президентства «прекрасной кафедрой проповедника», поскольку, когда тот или иной президент поднимает какой-либо вопрос, последний неизбежно становится предметом общественного обсуждения. Власть и влияние президента могут носить ограниченный характер, но в то же время они больше власти и влиянии любого другого американца, занимающего должность или не имеющего ее.

Министерства

Каждодневное принудительное применение и обеспечение соблюдения федеральных законов находится в руках различных министерств, созданных Конгрессом для того, чтобы они занимались конкретными областями деятельности внутри страны и на международной арене. Главы 14 министерств, кандидатуры которых выбираются президентом и утверждаются Сенатом, образуют консультативный совет, обычно известный как «кабинет министров» президента. Кроме министерств, имеется ряд организаций управленческого аппарата, объединенных в Исполнительное управление президента США. В число этих организаций входят Совет национальной безопасности, Административно-бюджетное управление, Совет экономических консультантов, Управление торгового представителя США и Управление по разработке политики в области науки и техники.

В Конституции нет положения, предусматривающего кабинет министров президента. В ней говорится только, что последний может в письменной форме запрашивать мнение основных должностных лиц в каждом из министерств по любому вопросу, входящему в сферу их компетенции. Однако в Конституции не дается перечня министерств, и не определяются области их ответственности. Точно так же отсутствуют какие-либо конституционные условия предоставления права на работу в составе кабинета министров.

Этот кабинет сформировался помимо Конституции в результате возникновения практической необходимости его создания, поскольку ешё в период правления первого президента страны Джорджа Вашингтона глава исполнительной власти был не в состоянии выполнять свои обязанности без получения соответствующих консультаций и помощи. Характер кабинета министров определяется тем, чего хочет oт него тот или иной президент. Одни президенты очень во многом полагались на его советы, другие не столь зависели от его консультационной деятельности, а третьи едва считались с ним. Независимо от того, выступают ли члены кабинета в качестве консультантов президента, они всегда несут ответственность за руководство действиями правительства в конкретных областях деятельности.

В каждом из министерств работают тысячи сотрудников, и эти министерства имеют отделения по всей стране, а также в Вашингтоне. Министерства подразделяются на управления, бюро, отделы и службы, имеющие свои конкретные обязанности.

Министерство сельского хозяйства

Министерство сельского хозяйства (МСХ) поддерживает производство сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения справедливых цен на нее и стабильных рынков для ее производителей и потребителей, прилагает усилия, направленные на сохранение и повышение дохода фермерских хозяйств, и помогает в формировании и расширении рынков для американских сельскохозяйственных продуктов за рубежом. Это министерство пытается уменьшить масштабы нищеты, голода и недоедания посредством выпуска талонов на питание и распределения их среди бедняков; спонсирования просветительских программ, имеющих своей целью борьбу с недоеданием, и реализации других программ помощи в области питания, в основном ориентированных на детей, беременных женщин и престарелых. МСХ поддерживает производственные мощности сельскохозяйственных единиц путем оказания помощи землевладельцам по защите почв, рек, озер, водоемов, лесов и других природных ресурсов.

МСХ США осуществляет различные программы, связанные с развитием сельских районов, предоставлением кредитов производителям сельскохозяйственной продукции и охраной природы. Все они направлены на претворение в жизнь национальной политики обеспечения роста экономики страны. Кроме того, это министерство проводит научные исследования и занимается поиском новых технологий во всех областях сельского хозяйства.

С помощью своих инспекционных служб и служб определения сортности, качества и маркировки продукции МСХ США обеспечивает соблюдение установленных стандартов качества пищевых продуктов, предлагаемых на продажу. Сельскохозяйственная научно-исследовательская служба министерства сельского хозяйства занимается поиском решений сельскохозяйственных проблем первостепенной важности в масштабах всей страны и следит за тем, чтобы Национальная сельскохозяйственная библиотека предоставляла информацию самым разным категориям пользователей - от научно-исследовательских работников до рядовых читателей.

Сельскохозяйственная служба МСХ США за рубежом представляет собой организацию, содействующую движению американской сельскохозяйственной продукции на иностранные рынки. Эта служба нанимает на работу специалистов за рубежом для составления обзоров сельского хозяйства других стран в интересах фермеров и бизнесменов США. Служба лесного хозяйства США, также входящая в состав МСХ США, управляет широкой сетью национальных лесных массивов и нетронутых территорий.

Министерство торговли

Министерство торговли занимается развитием внешней торговли страны, а также содействует экономическому росту последней и ее продвижению вперед в области создания новых технологий. Это министерство оказывает помощь и предоставляет информацию с целью повышения конкурентоспособности США на мировых рынках; реализует программы, имеющие своей целью создание новых рабочих мест и обеспечение роста деловых предприятий, принадлежащих национальным меньшинствам, и дает статистические, экономические и демографические сведения плановикам из государственных органов и частных предпринимательских организаций.

В состав министерства торговли входит много различных организаций. Так, например, Национальный институт стандартов и технологии способствует экономическому росту путем работы с промышленностью в области создания и применения технологий, систем мер и стандартов. Национальная администрация по океану и атмосфере, включающая в себя Национальную метеорологическую службу, занимается изучением окружающей среды Земли и сохранением прибрежных и морских ресурсов США. Управление патентов и товарных знаков содействует развитию научного прогресса, ремесел и практического применения промышленной эстетики, обеспечивая авторам и изобретателям исключительное право на их создания и открытия. Национальная администрация информации и связи консультирует президента по вопросам политики в области телеграфной и телефонной связи и создает благоприятные условия для появления нововведений, развития конкуренции, создания рабочих мест и обеспечения потребителей более качественной связью по низким ценам.

Министерство обороны

Имеющее штаб-квартиру в Пентагоне, одном из самых больших в мире служебных зданий, Министерство обороны (МО) несет ответственность за решение всех вопросов, относящихся к военной безопасности страны. Оно обеспечивает вооруженные силы Соединенных Штатов, состоящие из 1 миллиона мужчин и женщин, находящихся на действительной службе. В случае возникновения чрезвычайного положения, их будут поддерживать 1,5 миллиона членов резервных формирований штатов, известных под названием «Национальная гвардия». Кроме того, в министерстве обороны работают около 730 000 штатских сотрудников, занятых в таких областях, как научные исследования, налаживание связи в системе разведки, составление карт и вопросы, связанные с международной безопасностью. Агентство национальной безопасности, которое согласовывает, направляет и осуществляет высокоспециализированные виды разведывательной деятельности в поддержку мероприятий правительства США, также выполняет свою работу под началом министра обороны.

Это министерство руководит деятельностью отдельно организованных военных ведомств армии (сухопутных сил), военно-морских сил (ВМС), корпуса морской пехоты и военно-воздушных сил (ВВС), а также работой четырех военных училищ и Национального военного колледжа, Объединенного комитета начальников штабов и ряда специализированных боевых командований. МО имеет силы за рубежом с целью предоставления необходимых средств выполнения обязательств по договорам, защиты дальних территорий и торговли страны, а также для обеспечения сил боевой авиации и поддержки. Обязанности министерства обороны в невоенной сфере включают в себя борьбу с наводнениями, развитие ресурсов океана и поддержание запасов нефти.

Министерство образования

Несмотря на то, что в системе образования США за учебные заведения в основном отвечают местные органы власти, министерство образования осуществляет в масштабах всей страны руководство решением особенно важных вопросов в сфере американского образования и служит своего рода информационным центром, помогающим местным структурам, принимающим решения, улучшать свои учебные заведения. Это министерство разрабатывает, утверждает и проводит политику в области реализации программ оказания помощи образованию, включая программы предоставления ссуд учащимся, программы обеспечения образования учащихся с умственными или физическими недостатками и программы профессионально-технического обучения.

В девяностых годах XX века министерство образования уделяло основное внимание следующим вопросам: повышение стандартов образования для всех учащихся; повышение качества преподавания; вовлечение родителей и членов семей в процесс воспитания и обучения детей; укрепление связей между школой и работой; расширение доступа учащихся к финансовой помощи с целью получения ими возможности продолжения своего образования в колледже и обеспечения им для этого соответствующей подготовки и оказание помощи всем учащимся в приобретении технической грамотности.

Министерство энергетики

Растущее беспокойство по поводу энергетических проблем, возникших в стране в семидесятые годы XX столетия, побудило Конгресс к созданию министерства энергетики (МЭ). Это министерство взяло на себя функции ряда правительственных организаций, уже работавших в области энергетики. Ведомства управленческого аппарата в составе МЭ несут ответственность за научные исследования, разработку и демонстрацию энергетических технологий; сбережение и рациональное расходование энергии; гражданское и военное использование ядерной энергии; регулирование производства и потребления энергии; ценообразование на энергоносители и распределение нефти и реализацию программы централизованного сбора и анализа данных в области энергетики.

Министерство энергетики занимается охраной окружающей среды страны посредством установления стандартов с целью сведения к минимуму вредных воздействий энергетического производства. Например, МЭ проводит исследования в области защиты окружающей среды и охраны здоровья граждан, включая изучение загрязняющих веществ, связанных с тем или иным видом энергии, и их воздействие на биологические системы.

Министерство здравоохранения и социальных служб

Министерство здравоохранения и социальных служб (МЗСС), осуществляющее надзор приблизительно за 300 программами, пожалуй, непосредственно затрагивает жизни большего числа американцев, чем любое другой федеральный орган. Самая значительная по своим масштабам составная часть этого министерства Администрация по финансированию здравоохранения обеспечивает выполнение программ «Медикейр» и «Медикейд», за счет которых оплачивается предоставление медицинской помощи почти каждому пятому американцу. «Медикейр» предоставляет медицинскую страховку 30 миллионам престарелых и немощных американцев. Медикейд, совместная программа федерального правительства и правительств штатов, покрывает оплату медицинских услуг, оказываемых 31 миллиону американцев с низким доходом, включая 15 миллионов детей.

МЗСС также обеспечивает работу Национального института здравоохранения (НИЗ), самой большой в мире медицинской научно-исследовательской организации, которая поддерживает 30 000 проектов научных исследований таких заболеваний, как рак, болезнь Альцгеймера, диабет, артрит, болезни сердечно-сосудистой системы и СПИД. Другие организации МЗСС отвечают за безопасность и эффективность поставок продовольствия и лекарств; проводят работу по предотвращению эпидемий инфекционных заболеваний; предоставляют медицинские услуги американским индейцам и коренному населению Аляски и содействуют повышению качества и эффективности профилактики наркомании и токсикомании, лечения этих заболеваний и медицинской помощи, оказываемой душевнобольным.

Министерство жилищного строительства и городского развития

Министерство жилищного строительства и городского развития (МЖСГР) управляет программами, предоставляющими помощь по развитию и благоустройству городских районов и способствующими обеспечению малоимущего населения дешевым жильем. Справедливое жилищное законодательство, за соблюдением которого следит МЖСГР, направлено на то, чтобы отдельные лица и семьи имели возможность купить жилье, не подвергаясь при этом дискриминации. МЖСГР руководит выполнением программ ипотечного страхования, помогающим семьям стать домовладельцами, и программы дотаций семьям с низким доходом на выплату квартирной платы, без которых подобные семьи не смогли бы жить в нормальных жилищных условиях. Кроме того, это министерство реализует программы помощи в области восстановления и реконструкции микрорайонов, предотвращения упадка городов и разрушения их центральной части, а также стимулирует создание и развитие новых районов. Помимо всего прочего МХСГР принимает участие в мероприятиях, имеющих своей целью защиту покупателей домов на жилищных рынках, и содействует созданию программ, поощряющих рост индустрии жилищного строительства.

Министерство внутренних дел

Являясь основным ведомством страны, занимающимся охраной природы и обеспечением рационального природопользования, министерство внутренних дел несет ответственность за большую часть расположенных на территории США государственных земель и природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности. Служба рыбного и охотничьего хозяйства США осуществляет управление более 500 заказниками, 37 районами сильно заболоченных земель, 65 национальными рыбоводными заводами и рыбопитомниками, а также руководит работой сети агентов по принудительному применению законов на нетронутой территории. Служба национальных парков контролирует состояние более 370 национальных парков и памятников, парковых дорог, речных путей, по обеим сторонам которых имеются зеленые насаждения, морских побережий, зон отдыха и исторических достопримечательностей, являющихся носителями природного и культурного наследия Америки.

Через свое Бюро по управлению земельными ресурсами, министерство внутренних дел осуществляет надзор над землями и их ресурсами - от ареалов, в пределах которых встречаются определенные виды растительности, и зон отдыха до районов заготовки древесины и лесоматериалов и регионов нефтедобычи. Бюро мелиорации управляет скудными водными ресурсами в полузасушливых районах западной части Соединенных Штатов, производит оценку минеральных ресурсов и несет основную ответственность за охрану и рациональное использование переданных в доверительную собственность ресурсов племен американских индейцев и коренных жителей Аляски. В международном плане это министерство координирует федеральную политику на территориях Виргинских островов США, Гуама, Американского Самоа и Северных Марианских островов, а также осуществляет надзор за финансированием развития на Маршалловых островах, в Федеративных Штатах Микронезии и на Палау.

Министерство юстиции

Министерство юстиции представляет правительство США в правовых вопросах и судах, действующих по нормам статутного и общего права, а также по запросам президента и глав министерств консультирует их по юридическим вопросам и дает им свои консультативные правовые заключения. Возглавляет министерство юстиции генеральный атторней Соединенных Штатов, главный сотрудник федерального правительства по принудительному правоприменению. Входящее в это министерство Федеральное бюро расследований (ФБР) представляет собой основной правоохранительный орган, занимающийся преступлениями по федеральному уголовному праву, а Служба иммиграции и натурализации (СИН) министерства юстиции обеспечивает соблюдение иммиграционных законов. Одной из ведущих организаций в рамках министерства юстиции является Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках, которая осуществляет принудительное применение законов о наркотиках и веществах, находящихся под государственным контролем, и ведет наблюдение за крупными организациями, занимающимися нелегальной торговлей наркотиками.

Помимо оказания помощи местным полицейским силам это министерство руководит работой районных атторнеев и судебных исполнителей на территории всей страны, осуществляет надзор за федеральными тюрьмами и другими пенитенциарными учреждениями, а также изучает ходатайства о досрочном освобождении под честное слово и помиловании, а затем докладывает о них президенту. Министерство юстиции также связано с ИНТЕРПОЛОМ, Международной организацией уголовной полиции, в обязанности которой входит содействие взаимопомощи правоохранительных органов 176 входящих в эту организацию стран.

Министерство труда

Министерство труда содействует благосостоянию работников, получающих заработную плату, в Соединенных Штатах, способствует улучшению условий работы и благоприятствует налаживанию добрых отношений между рядовыми работниками и администрацией на предприятиях. Это министерство обеспечивает выполнение положений федерального трудового законодательства через такие ведомства, как Управление охраны труда, Администрация по стандартам занятости и Управление охраны работы в шахтах. Вышеупомянутое законодательство гарантирует права трудящихся на безопасные для здоровья, нормальные условия работы, почасовую оплату труда и денежное вознаграждение за сверхурочную работу, свободу от дискриминации со стороны работодателя, страхование по безработице и выплату компенсации работникам в случае получения производственной травмы. Министерство труда также защищает права работников на предоставление пенсии, выступает спонсором программ производственного обучения и помогает людям найти работу. Бюро трудовой статистики этого министерства отслеживает и обнародует перемены, происходящие в сфере занятости, а также изменения цен и других экономических показателей в стране. Министерство труда прилагает особые усилия для оказания помощи в поисках работы пожилым людям, молодежи, национальным меньшинствам, женщинам и инвалидам.

Государственный департамент

Государственный департамент консультирует президента, берущего на себя всю полноту ответственности за разработку и претворение в жизнь внешней политики Соединенных Штатов. Это министерство оценивает американские интересы за рубежом, дает рекомендации по вопросам внешней политики и будущим действиям страны на международной арене, а также предпринимает необходимые шаги для практического осуществления утвержденного внешнеполитического курса страны. Это ведомство также налаживает контакты и поддерживает отношения между Соединенными Штатами и зарубежными странами, консультирует президента по вопросам признания новых иностранных государств и правительств, ведет переговоры по заключению договоров и соглашений с другими странами и выступает от имени Соединенных Штатов в Организации Объединенных Наций (ООН) и других ведущих международных организациях. Государственный департамент имеет более 250 дипломатических и консульских представительств в различных странах мира. В 1999 г. в структуру этого ведомства и сферу его деятельности были включены Агентство США по контролю над вооружениями и разоружению и Информационное агентство США.

Министерство транспорта

Министерство транспорта (МТ) определяет всю транспортную политику страны через свои 10 оперативных подразделений, осуществляющих работу в следующих областях: планирование, конструкторская разработка и строительство шоссейных дорог; массовые перевозки городским транспортом; железные дороги; гражданская авиация и безопасность водных путей, портов, шоссейных дорог, нефтепроводов и газопроводов.

Например, Федеральное управление гражданской авиации (ФУГА) руководит работой сети командно-диспетчерских пунктов аэропортов, центров управления воздушным движением и постов авиадиспетчерской службы (службы обеспечения полетов) на всей территории страны. Федеральное управление шоссейных дорог предоставляет штатам финансовую помощь с целью совершенствования системы межштатных шоссейных дорог, городских и сельских дорог и мостов; Национальное управление по безопасности движения на автострадах устанавливает нормы безопасной работы дорожного транспорта и его оборудования, а Управление торгового флота руководит работой торгового флота США. Береговая охрана США, основное ведомство страны в области принудительного применения морского права и выдачи разрешений на морское судоходство в прибрежной зоне, проводит поисково-спасательные операции на море, ведет борьбу с нелегальным ввозом в США наркотиков и их вывозом из страны, а также принимает профилактические меры против нефтяных разливов на воде и загрязнения океана.

Министерство финансов

Министерство финансов отвечает за удовлетворение налогово-бюджетных и денежных потребностей страны. Это ведомство выполняет четыре основные функции: разрабатывает финансовую, налоговую и бюджетную политику; берет на себя обязанности финансового агента правительства США; оказывает специализированные услуги по принудительному правоприменению и изготовляет монеты и банкноты. Министерство финансов отчитывается перед Конгрессом и президентом о финансовом положении правительства и национальной экономики. Это министерство регулирует продажу алкогольных напитков, табачных изделий и стрелкового оружия в торговле между штатами и внешнеторговой сфере; осуществляет надзор за печатанием для Почтовой службы США; руководит работой Секретной службы, занимающейся охраной президента и вице-президента страны, членов их семей и находящихся в Соединенных Штатах видных государственных и общественных деятелей других стран, включая главы государств; ведет борьбу с подделкой денежных знаков и ценных бумаг США и обеспечивает функционирование Таможенной службы, которая регулирует поток товаров в страну и взимает с них налоги и пошлины. В состав министерства финансов входит Управление контролера денежного обращения, чиновника этого министерства, который занимается практической стороной соблюдения законов, регулирующих работу приблизительно 2900 национальных банков. Служба внутренних доходов (СВД) несет ответственность за определение, оценку и сбор налогов, служащих источником большей части доходов федерального правительства.

Министерство по делам ветеранов

Министерство по делам ветеранов (МДВ), созданное в качестве независимого ведомства в 1930 г. и поднятое на уровень кабинета министров в 1989 г. занимается распределением льгот и услуг среди имеющих на них право ветеранов военной службы США и их иждивенцев. Управление здравоохранения для ветеранов предоставляет услуги по стационарному лечению ветеранов и помещению их в приюты для престарелых, а также по оказанию им амбулаторных медицинских услуг через 173 медицинских центра, 40 домов для пенсионеров, 600 клиник и 133 приюта для престарелых, 206 центров оказания помощи ветеранам войны во Вьетнаме, Пуэрто-Рико и на Филиппинах. Это министерство также проводит научные исследования в таких областях медицины, как старение организма, проблемы здоровья женщин, СПИД и посттравматические стрессовые нарушения психики.

Управление по делам ветеранских пособий и льгот (УДВПЛ) осуществляет надзор за претензиями в отношении выплат пособий по нетрудоспособности и пенсий, а также по поводу отказа в предоставлении специализированного жилья и оказании других услуг. Кроме того, УДВПЛ реализует общеобразовательные программы для ветеранов и предоставляет жилищные ссуды имеющим на это право ветеранам, находящимся на пенсии или на действительной службе. Национальная система кладбищ МДВ организует похороны ветеранов и имеющих на это право членов их семей, изготовляет для них надгробья, а также ставит памятники и делает надписи на их могилах на 116 кладбищах, расположенных в различных регионах США.

Независимые органы и организации

Министерства представляют собой основные рабочие органы федерального правительства. Однако имеется и много других органов и организаций, которые выполняют важные обязанности, обеспечивающие четкую работу правительства и нормальное функционирование экономики. Их часто называют независимыми органами и организациями, поскольку они не входят в состав министерств.

Характер и цели этих органов и организаций весьма разнообразны. Одни из них представляют собой регулирующие группы, обладающие полномочиями осуществления контроля над отдельными отраслями экономики. Другие оказывают специальные услуги правительству или населению. В большинстве случаев вышеупомянутые органы и организации создаются Конгрессом для занятия делами, решение которых в рамках обычного законодательства представляется слишком сложным. Так, например, в 1970 г. Конгресс создал Управление по охране окружающей среды для координации действий правительства в области защиты окружающей среды. Среди наиболее важных независимых органов и организаций, о которых идет речь, можно назвать следующие:

Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Координирует деятельность определенных правительственных ведомств и органов; собирает, сопоставляет и оценивает разведывательную информацию, имеющую отношение к национальной безопасности, и представляет свои рекомендации Совету национальной безопасности, который входит в состав Управления президента США.

Агентство по охране окружающее среды (АООС). Проводит работу с правительствами штатов и местными органами власти на всей территории Соединенных Штатов, направленную на осуществление контроля над загрязнением воды и воздуха и уменьшение масштабов этого загрязнения, а также на решение проблем, связанных с твердыми отходами, пестицидами, радиацией и токсическими веществами. АООС устанавливает стандарты качества воздуха и воды и обеспечивает их соблюдение, производит оценку воздействия пестицидов и химических веществ и управляет реализацией программы, известной под названием «Сьюперфанд» по очистке мест, загрязненных токсичными отходами.

Федеральная комиссия по связи (ФКС). Занимается регулированием радио, телевизионной, проводной, спутниковой и кабельной связи между штатами и с зарубежными странами. Выдает разрешения на работу станциям телевещания, предписывает радиостанциям, на каких волнах им работать и обеспечивает выполнение регулирующих правил, имеющих своей целью обеспечение разумных тарифов за пользование кабельной связью. ФКС регулирует общественные линии и коммерческие сети связи, а также работу компаний, предоставляющих ycлуги беспроволочной телекоммуникационной связи.

Федеральное агентство по управлению страной в чрезвычайных ситуациях (ФАУСЧС). Координирует работу федеральных органов, органов штатов и местных органов по ликвидации последствий наводнений, ураганов, землетрясений и других стихийных бедствий. ФАУЧУС предоставляет финансовую помощь отдельным лицам и правительствам на восстановление и реконструкцию домов, предприятий, общественных зданий и сооружений; проводит подготовку пожарных и специалистов по оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, а также предоставляет материальные средства на организацию чрезвычайного планирования в Соединенных Штатах и на их территориях.

Совет управляющих ФРС. Представляет собой руководящий орган Федеральной резервной системы, центрального банка Соединенных Штатов. Проводит денежную политику страны посредством оказания воздействия на объем находящейся в обращении кредитной и денежной массы. Совет управляющих ФРС регулирует деятельность частных банковских учреждений и принимает меры по сдерживанию системного риска на финансовых рынках, а также предоставляет определенные финансовые услуги правительству США, общественности и финансовым учреждениям.

Федеральная торговая комиссия (ФТК). Обеспечивает соблюдение антитрестовских законов и законов по защите потребителя путем изучения жалоб на отдельные компании, поступающих от потребителей и предприятий, а также содержащихся в запросах Конгресса или сообщениях средств массовой информации. Эта комиссия старается добиться того, чтобы рынки страны функционировали без применения недобросовестной практики и обмана.

Управление служб общего назначения (УСОН). Несет ответственность за приобретение, снабжение, работу и материально-техническое обеспечение федеральных зданий, оборудования и собственности, а также за продажу избыточного федерального имущества. Кроме того, УСОН управляет федеральным автопарком и осуществляет надзор за работой центров дистанционного доступа и детских учреждений.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Создано в 1958 г. для реализации космической программы США. Вывело на орбиту первые американские спутники и первых американских астронавтов. В 1969 г. осуществило запуск космического корабля «Аполлон», доставившего людей на Луну. В настоящее время НАСА проводит научные исследования на летающих вокруг Земли спутниках и межпланетных космических аппаратах, изучает новые концепции передовой аэрокосмической технологии и руководит парком находящихся на орбите управляемых космических аппаратов «шаттл».

Национальное управление архивов и документации (ЮАД). Сохраняет сведения об истории страны путем осуществления надзора за работой всех федеральных архивов. Фонды этого управления состоят из оригинальных текстовых материалов, кинодокументов, аудио и видеоматериалов, карт, иллюстраций, фотографий и компьютерных данных. Декларация независимости, Конституция США и Билль о правах хранятся и демонстрируются в здании Национального архива в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия.

Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО). Обеспечивает соблюдение основного закона трудового права в США - Национального закона о трудовых отношениях. Это управление наделено полномочиями предотвращать или исправлять недобросовестную практику в сфере трудовых отношений и гарантировать наемным работникам право на создание своих организаций и определение посредством выборов, нужен ли им профсоюз, представляющий их интересы.

Национальный научный фонд (ННФ). Поддерживает проведение базовых научных исследований и получение научно-технического образования в Соединенных Штатах путем предоставления безвозмездных субсидий университетам, колледжам, некоммерческим учреждениям и учреждениям, занимающимся мелким предпринимательством, а также путем заключения с ними договоров и других соглашений. ННФ поощряет сотрудничество между университетами, промышленностью и правительством и содействует развитию международного научно-технического сотрудничества.

Управление кадровой службы (УКС). Представляет собой орган федерального правительства, занимающийся вопросами трудовых ресурсов. Он обеспечивает такое положение, при котором гражданская (государственная) служба страны остается свободной от политического влияния. Это означает, что людей принимают на работу в федеральные органы и организации по их способностям и заслугам, причем последние составляют основу оценки их последующей работы. УКС оказывает поддержку органам и организациям путем предоставления услуг их работникам и обеспечения руководства стратегий этих федеральных структур. Кроме того, УКВ управляет федеральной системой пенсионного обеспечения и федеральной программой страхования от болезней.

Корпус мира. Основан в 1961 г. Занимается подготовкой добровольцев и их последующим устройством на работу за рубежом сроком на два года. В настоящее время добровольцы Корпуса мира работают в 80 странах мира, оказывая им помощь в развитии сельских районов и налаживании там сельскохозяйственного производства, малого бизнеса, здравоохранения, охраны природы, рационального использования природных ресурсов и системы образования.

Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям (КЦББО). Создана для защиты инвесторов, покупающих акции и облигации. Федеральные законы требуют от компаний, намеревающихся заработать деньги путем продажи своих ценных бумаг, представления КЦББО отчетов об их биржевых операциях, с тем чтобы инвесторы имели доступ ко всей относящейся к делу информации. Эта комиссия имеет право предотвращать мошенничество в ходе продажи ценных бумаг и наказывать виновные в нем компании. КЦББО также уполномочена регулировать деятельность фондовых бирж.

Управление по делам малого бизнеса (УДМБ). Создано в 1953 г. для предоставления консультаций, оказания помощи и защиты интересов малого бизнеса. УДБМ гарантирует ссуды, выдаваемые малым предприятиям, помогает жертвам наводнений и других стихийных бедствий, содействует росту фирм, владельцами которых являются представители национальных меньшинств, и помогает малым предприятиям получать подряды на поставку товаров и услуг федеральному правительству.

Управление социального страхования (УСС). Управляет реализацией национальной программы социального страхования, состоящей из пенсионных пособий, пособий по нетрудоспособности и пособий единственному оставшемуся в живых наследнику. Для того чтобы иметь право на подобные льготы, большинство американских рабочих и служащих выплачивают со своего заработка налоги, взимаемые в соответствии с программами социального страхования. Размеры будущих пособий основываются на размерах взносов наемных работников.

Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (AMP США). Занимается реализацией программ иностранной экономической и гуманитарной помощи США в развивающемся мире, а также в Восточной Европе и новых независимых государствах бывшего Советского Союза. Это агентство поддерживает программы в четырех областях: население и здравоохранение, широкомасштабный экономический рост, окружающая среда и демократия.

Почтовая служба Соединенных Штатов. Работу этой службы обеспечивает независимая государственная корпорация, организованная по специальному правительственному постановлению, которая в 1971 г. пришла на смену министерству почт. Эта почтовая служба несет ответственность за сбор, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также за работу тысяч местных почтовых отделений, имеющихся на территории страны. Кроме того, Почтовая служба США оказывает услуги по доставке международной корреспонденции и других международных почтовых отправлений через Всемирный почтовый союз, а также в соответствии с другими соглашениями, заключенными с зарубежными странами. Независимая Комиссия по почтовым тарифам, также созданная в 1971 г., устанавливает тарифы на различные категории почтовых отправлений.

Президентство
Кабинет министров
Правительство Соединенных Штатов

Оглавление