ГЛАВА
5
СУДЕБНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ
«…судебная система является гарантией нашей свободы и нашей собственности в соответствии с Конституцией»
Чарльз Эванс Хьюз, Председатель Верховного суда США, речь, произнесенная в 1907 г. в Элмайре, штат Нью-Йорк
Третья ветвь федерального правительства, судебная власть, состоит из системы судов, охватывающих всю территорию страны. Во главе этой системы стоит Верховный суд Соединенных Штатов.
Система судов штатов существовала еще до разработки проекта Конституции. У делегатов Конституционного Конвента возникли серьезные разногласия относительно необходимости создания системы федеральных судов, а также по вопросу о том, должна ли эта система вытеснить суды штатов. Аналогично другим обсуждаемым вопросам делегаты достигли здесь компромисса, сводящегося к тому, что суды штата сохраняли свою юрисдикцию, но при этом Конституция наделила федеральную судебную систему ограниченной властью. В Статье III Конституции определяется следующая основа системы федеральных судов: «Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и таким нижестоящим судам, какие Конгресс может время от времени утверждать».
Руководствуясь вышеупомянутым положением, Конгресс первого созыва разделил страну на округа и учредил федеральные суды для каждого округа. Из этого начинания сложилась нынешняя структура: Верховный суд, 13 апелляционных судов, 94 федеральных окружных суда и два суда особой юрисдикции. В настоящее время Конгресс сохраняет свои полномочия по созданию и ликвидации федеральных судов, а также определению числа судей в федеральной судебной системе. Однако у него нет права на ликвидацию Верховного суда.
Судебная власть распространяется на дела, возникающие на основе действующей Конституции, законов Конгресса и международных договоров Соединенных Штатов; дела, касающиеся послов, других официальных представителей и консулов зарубежных стран в Соединенных Штатах; споры, стороной которых является правительство США; споры между штатами (или их гражданами) и иностранными государствами (или их гражданами или подданными) и дела о банкротстве. Одиннадцатая поправка вывела из под федеральной юрисдикции случаи, в которых граждане одного штата выступают в качества истцов, а правительство другого штата - в качестве ответчика. Это не помешало распространению федеральной юрисдикции на дела, в которых правительство штата выступает в качестве истца, а гражданин другого штата - в качестве ответчика.
Власть федеральных судов распространяется как на гражданские иски по возмещению убытков и иного ущерба, так и на уголовные дела, возникающие на основе федерального законодательства. Из Статьи III Конституции вытекает комплекс сложных взаимоотношений между судами штатов и федеральными судами. Обычно в федеральных судах не слушаются дела, возникающие на основе законов отдельных штатов. Однако имеется ряд подпадающих под юрисдикцию федеральных судов дел, которые также могут рассматриваться судами штатов, с вынесением последними решения по ним. Таким образом, обе системы судов имеют исключительную юрисдикцию в одних областях и совпадающую юрисдикцию в других.
Конституция гарантирует независимость судебной власти имеющимся в ней положением о том, что федеральные судьи занимают свои должности до тех пор, «пока ведут себя безупречно». На практике это означает, что они остаются на своих должностях до самой смерти или ухода на пенсию или в отставку. Правда, если судья, находясь на своей должности, совершает правонарушение, то против него может быть начата процедура импичмента точно так же, как это делается в отношении президента или других должностных лиц федерального правительства. Судьи США назначаются президентом, а их назначение подтверждается Сенатом. Кроме того, Конгресс определяет размеры заработной платы судей.
Верховный суд является высшим судом Соединенных Штатов и единственным судом, специально созданным Конституцией. Любое решение Верховного суда не может быть обжаловано ни в одном из других судов. Конгресс имеет полномочия устанавливать число судей, заседающих в Верховном суде, и с некоторыми ограничениями решать вопрос о том, какие случаи подлежат рассмотрению в нем. Однако Конгресс не может изменять полномочий, предоставленных Верховному суду самой Конституцией.
В Конституции ничего не говорится об условиях предоставления права на занятие должности судьи. В ней не содержится требования о том, чтобы судьи были юристами, хотя на практике все федеральные судьи и члены Верховного суда всегда состояли в коллегии адвокатов.
С момента создания Верховного суда почти двести лет назад, его членами являлись чуть больше 100 человек. Первый Верховный суд состоял из его председателя и пяти членов. В течение следующих 80 лет число членов Верховного суда менялось до тех пор, пока в 1869 г. состав этого органа не был установлен на уровне одного председателя и восьми членов. Председатель Верховного суда является должностным лицом этого суда, которое обладает исполнительными функциями. Однако в принятии решений по тем или иным делам председатель Верховного суда имеет только один голос, как и его члены.
Сначала юрисдикция Верховного суда распространялась только на два вида дел: дела, затрагивающие видных деятелей иностранных государств, и дела, одной из сторон в которых является штат. Все остальные дела рассматривались Верховным судом только в результате апелляций судов более низких инстанций.
Из нескольких тысяч дел, ежегодно поступающих в Верховный суд, последний рассматривает лишь около 150. Большинство из них касается толкования закона или намерения, которым руководствовался Конгресс при принятии того или иного раздела какого-либо законодательства. Однако значительную часть работы Верховного суда составляет определение соответствия Конституции законов и актов исполнительной власти. Эти полномочия судебного анализа конкретно не зафиксированы в Конституции. Скорее они представляют собой принцип, взятый на вооружение Верховным судом в результате прочтения Конституции и убедительно продемонстрированный им в деле 1803 г. Марбери против Мэдисона, которое стало вехой на пути развития американской юриспруденции и юридической практики. В своем решении по этому делу Верховный суд настаивал на том, что «законодательный акт, противоречащий Конституции, не является законом», и далее указывал, что «вне всякого сомнения, компетенцией и обязанностью судебного ведомства является разъяснение сути закона». Упомянутый принцип был также распространен на правительства штатов и местные органы власти.
Решения Верховного суда необязательно должны быть единогласными; достаточно простого большинства при условии, что в принятии решения участвуют шесть членов этого органа, составляющих его установленный законом кворум. Если принимаются решения, при которых голоса разделились, Верховный суд обычно обнародует мнение большинства и мнение меньшинства (или особое мнение), каждое из которых могло бы послужить основой будущих решений этого органа. Часто члены Верховного суда записывают отдельные мнения судей, совпадающие с позицией большинства состава суда. Это делается в тех случаях, когда члены Верховного суда согласны с тем или иным решением, но не по причинам, которыми руководствовалось большинство судей в ходе принятия решения.
Второй уровень после Верховного суда занимают в судебной системе США апелляционные суды, созданные в 1891 г. с целью содействия разрешению дел и частичному освобождению Верховного суда от его огромной нагрузки. Конгресс учредил 12 региональных окружных апелляционных судов и Апелляционный суд США по федеральному округу. Число судей, заседающих в каждом из этих судов, подвержено большим колебаниям (от 6 до 28) в зависимости от конкретного суда. Однако в большинстве выездных судебных сессий число судей составляет от 10 до 15.
Апелляционные суды пересматривают решения федеральных окружных судов (федеральных судов второй инстанции) на территории своей юрисдикции. Они также наделены полномочиями пересматривать распоряжения независимых регулирующих органов в тех случаях, когда внутренние механизмы этих органов по пересмотру дел уже исчерпали себя и имеются существенные разногласия по правовым вопросам. Кроме того, Апелляционный суд США по федеральному округу обладает юрисдикцией по всей стране в плане рассмотрения апелляционных жалоб по узко специальным делам, связанным с патентным правом, а также делам, решения по которым принимаются судами специальной юрисдикции, Федеральным судом по вопросам международной торговли и Федеральным претензионным судом.
Следующей более низкой инстанцией являются федеральные окружные суды. Пятьдесят штатов и территории США разделяются на 94 судебных округа, с тем чтобы тяжущимся сторонам легко было добираться до места судебного разбирательства своего дела. В каждом окружном суде имеется не менее двух судей. Есть немало судебных округов с большой численностью населения, в которых число судей превышает 24. В зависимости от имеющейся нагрузки по рассмотрению дел судья из одного судебного округа может временно работать в другом. Конгресс устанавливает границы подобных судебных округов в соответствии с численностью населения, территорией и объемом работы. Некоторые из маленьких штатов сами являются таким судебным округом, в то время как в каждом из больших штатов, включая Нью-Йорк, Калифорнию и Техас, имеются по четыре судебных округа.
Судьи должны проживать в том судебном округе, в котором они постоянно работают. Исключение составляет Федеральный округ Колумбия. Окружные суды периодически проводят сессии в различных городах округа.
Большинство дел и правовых споров, разрешаемых этими судами, касаются преступлений по федеральному уголовному праву и федеральных правонарушений, таких как ненадлежащее использование почтовых отправлений, кража федерального имущества, нарушение законов о чистоте пищевых продуктов, несоблюдение банковского законодательства, фальшивомонетчество и контрафакция. Это единственные федеральные суды, в которых большие жюри обвиняют по обвинительному акту тех, кто совершил преступления по общему праву, а присяжные выносят решение по делу.
В каждом судебном округе есть также суд по делам о несостоятельности, поскольку Конгресс принял решение о том, что дела о банкротстве должны решаться в федеральных судах, а не в судах штатов. Согласно процедуре банкротства отдельные лица или предприятия, оказавшиеся не в состоянии выплачивать долги кредиторам, могут добиваться ликвидации своих активов под надзором суда или упорядочить свои финансовые дела и разработать план погашения имеющихся у них долгов.
Федеральных судов общей юрисдикции оказалось недостаточно, и возникла необходимость в периодическом учреждении специальных судов. Их называют «законодательными» судами, поскольку они были образованы законом Конгресса. Судьи в этих судах аналогично своим коллегам в других федеральных судах назначаются президентом пожизненно, но их назначение требует одобрения со стороны Сената.
В настоящее время имеются два специальных суда первой инстанции, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны в отношении определенных категорий дел. Федеральный суд по вопросам международной торговли занимается рассмотрением дел, связанных с международной торговлей и таможенными проблемами. Федеральный претензионный суд имеет юрисдикцию, распространяющуюся на большинство исков по возмещению денежного ущерба, выставленных Соединенным Штатам, споры по поводу федеральных подрядов, незаконное присвоение частной собственности федеральным правительством и на целый ряд других претензий, предъявленных Соединенным Штатам.