ГЛАВА

8

 

НАРОДНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОЛЬ ГРАЖДАНИНА

 

«Именно гражданин должен заботиться о том, чтобы правительство не впало в ошибку».

Роберт Х. Джэксон, член Верховного суда США, Американская ассоциация связи против Даудса

 

В 1787 г. разработкой проекта Конституции отцы-основатели страны создали новую систему государственной власти. Ее основная идея в то время весьма революционная на первый взгляд кажется простой и ясной. Полномочия на государственное управление исходят непосредственно от народа, а не передаются по наследству или завоевываются силой оружия. Народ предоставляет эти полномочия путем свободных и открытых выборов, в которых участвуют граждане Соединенных Штатов. Теоретически это представляется хорошо продуманной и вполне осуществимой схемой, но на практике все оказалось далеким от совершенства. С самого начала возникли осложнения по вопросу о пассивном избирательном праве: кому будет позволено голосовать, а кому нет?

Отцы-основатели, несомненно, были людьми своего времени. Они считали самоочевидным, что только люди, кровно заинтересованные в развитии общества, должны иметь голос в определении того, кто будет управлять страной. Они полагали, что, поскольку государственная власть устанавливается для защиты собственности и личной свободы, те, кто будет выбирать представителей этой власти, должны обладать имуществом и определенной степенью личной свободы.

В то время это означало, что голосовать могли только владевшие собственностью мужчины протестантского вероисповедания. Ни женщины, ни бедняки, ни связанные договором слуги, ни католики, ни иудеи,ни рабы африканского происхождения, ни коренное население Америки не имели права участвовать в голосовании. «Характерной чертой, определяющей положение женщин, считалась их зависимость, и этим они напоминали рабов и слуг, - пишет историк Майкл Шадсон. Гражданством обладали только те, кто являлся хозяином своей жизни». В связи с подобными ограничениями только 6 процентов населения совершенно новых Соединенных Штатов избрали в 1789 г. Джорджа Вашингтона первым президентом США.

Несмотря на то, что эти новые американцы гордились тем, что им удалось избавиться от королевской знати и титулованного дворянства, «простые» люди поначалу продолжали подчиняться «господам». Поэтому члены богатых и имеющих связи с аристократией семей обычно добивались политических постов, не сталкиваясь при этом с какой-либо серьезной оппозицией. Однако подобное положение сохранялось недолго. Такое понятие, как демократия оказалось столь сильным, что она не поддавалась сдерживанию, и те, у кого не было богатства и нужных связей, стали осознавать, что им тоже должны предоставить возможность участия в делах общества.

Расширение избирательного права

В течение XIX столетия политическая жизнь в Соединенных Штатах медленно, но верно приобретала всеобъемлющий характер. Старая практика изжила себя, ранее отлученные от политики группы приобщались к политическому процессу, и избирательное право постепенно становилось принадлежностью все большего числа людей. Сначала отменили религиозные и имущественные ограничения избирательного права. Это привело к тому, что к середине века большинство взрослого белого населения получило право на участие в выборах.

Затем после того, как проблема рабства привела к Гражданской войне (1861-1865), три поправки к Конституции США существенно изменили масштабы и характер американской демократии. Тринадцатая поправка, ратифицированная в 1865 г., отменила рабство. Четырнадцатая поправка, ратифицированная в 1868 г., провозглашала всех лиц, родившихся или натурализованных в Соединенных Штатах, гражданами этой страны и того штата, в котором они проживали, и предусматривала обязанность федерального правительства обеспечивать их право на жизнь, свободу и равную защиту со стороны законов. Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870 г., запрещала федеральному правительству или правительству штата проявлять дискриминацию в отношении потенциальных избирателей по признаку расы, цвета кожи или в связи с их прежним нахождением в подневольном услужении.

В вышеуказанном перечне отнюдь не по недосмотру отсутствует имеющее решающее значение слово «пол». Таким образом, женщины по-прежнему не допускались на избирательные участки. Расширение избирательного права путем его распространения на бывших рабов вдохнуло новую жизнь в уже давно развернувшуюся кампанию за предоставление женщинам права голоса. Они одержали окончательную победу в этой борьбе в 1920 г., когда в девятнадцатую поправку было внесено положение о том, что право голоса не должно отрицаться по «признаку пола».

По иронии судьбы на этом этапе положение изменилось в обратную сторону. Женщины могли теперь принимать участие в голосовании, а многие темнокожие американцы лишились этой возможности. Начиная с девяностых годов XIX века, белое население южных штатов систематически отстраняло афроамериканцев от участия в политической жизни страны, когда дело касалось выборов. Посредством механизма голосования белое большинство добивалось принятия таких регулирующих положений, как статья о цензе грамотности. Согласно этой статье все граждане, предки которых не являлись избирателями до 1868 г., обязаны были проходить проверку на грамотность. Кроме того, вышеупомянутой цели способствовали и другие меры, включая введение подушного налога с избирателей, и чаще всего угроза физической расправы. Подобное ограничение избирательного права продолжалось вплоть до XX века. Движение за гражданские права, начавшееся в пятидесятых годах XX столетия, привело к принятию в 1965 г. Закона об избирательных правах, федерального закона, запрещающего применение несправедливых процедур проведения выборов и обязывающего министерство юстиции осуществлять надзор за подготовкой и ходом выборов в южных штатах. Двадцать четвертая поправка, ратифицированная в 1964 г., отменила взимание подушного налога с избирателей как необходимого условия участия в выборах и тем самым устранила одну из немногих оставшихся рогаток, которыми могли бы воспользоваться штаты для ограничения возможностей участия в выборах афроамериканцев и бедняков.

В Конституцию было внесено еще одно последнее изменение с целью расширения избирательного права. В шестидесятых годах и начале семидесятых годов ХХ века участие США в войне во Вьетнаме придало новый импульс идее, впервые обсуждавшейся еще в период Войны за независимость и каждый раз находившейся в центре внимания во время очередной войны, в которой с тех пор участвовали Соединенные Штаты. Эта идея сводится к тому, что люди, возраст которых позволяет им браться за оружие ради защиты интересов своей родины, должны иметь в ней право голоса. Двадцать шестая поправка, ратифицированная в 1971 г., снизила возрастной ценз участия в голосовании на выборах с 21 до 18 лет. В настоящее время почти все взрослые граждане Соединенных Штатов, родившиеся или натурализованные в них, старше 18 лет имеют право голосовать на выборах. Правовые ограничения права голоса распространяются лишь на некоторых из бывших опасных преступников и лиц, официально признанных невменяемыми.

Прямая демократия

В наше время самым важным вопросом политической жизни, связанной с выборами, является не то, кому предоставляется избирательное право, а скорее, какой процент тех, у кого есть это право, действительно захочет потратить время и усилия на посещение избирательного участка. Если говорить о президентских выборах, то в них участвуют лишь около половины избирателей. На выборах 1876 г. участие избирателей достигло самой высокой отметки в истории Соединенных Штатов и составило 81,8 процента. В период восьмидесятых и девяностых годов ХIХ столетия среднее число избирателей, участвовавших в президентских выборах, находилось на уровне около 80 процентов. Затем этот показатель стал снижаться, и в 1924 г. опустился до уровня 48,9 процента. «Коалиция нового курса» Демократической партии в период великой депрессии тридцатых годов ХХ века привела к тому, что в стране вновь пробудился интерес к выборам, и процент участия избирателей в них в среднем составил около 60 процентов. В 1986 г. процент посещения избирательных участков во время выборов вновь стал сокращаться и достиг рекордно низкого уровня в 49,1 процента на президентских выборах 1996 г.

Тот факт, что все больше людей отказываются от участия в выборах, тревожит многих. «В настоящее время, судя по опросам общественного мнения и сетованиям осведомленных обозревателей, создается впечатление, что в американской системе выборов происходит нечто неладное, - пишет в своей книге «Выборы по-американски» политолог А. Джеймс Ричли. Одни полагают, что положение не так уж плохо и поддается исправлению путем умеренных реформ; другие считают, что «болезнь» зашла слишком далеко и с политической точки зрения требует серьезного хирургического вмешательства, возможно, сопровождаемого внесением коренных изменений в масштабах всего общественного строя. Вышеупомянутые сетования включают в себя жалобы на огромные затраты в ходе проведения избирательных кампаний и чрезмерную продолжительность последних, на способность средств массовой информации создавать у общественности то или иное представление о кандидатах, и на недопустимое воздействие групп, преследующих «особые интересы», на выдвижение кандидатов на пост президента и сами президентские выборы».

Многие комментаторы полагают, что, прежде всего, американская избирательная система нуждается в более прямой и менее представительной демократии. Например, следует поощрять проводимые в ратуше и передаваемые по телевидению собрания избирателей, на которых они могли бы беседовать непосредственно с избранными должностными лицами и кандидатами от политических партий. Это могло бы стать одним из способов «предоставления полномочий» народу. Быстро растет практика выдвижения инициатив о голосовании по тем или иным вопросам, референдумов и выборов по отзыву должностных лиц. Конкретные механизмы меняются в зависимости от штата, но, в общем и целом, инициативы позволяют избирателям действовать в обход законодательных органов своих штатов путем сбора достаточного числа подписей на ходатайствах о вынесении предлагаемых законов, а в некоторых штатах, поправок к конституции, прямо на голосование. На референдумах выдвигаются требования о том, чтобы определенные категории законов, например, законодательные акты, имеющие своей целью сбор денежных средств путем выпуска облигаций, ставились на голосование для одобрения подобного законодательства общественностью. Избиратели могут также пользоваться референдумами для отмены законов, уже принятых законодательными органами штатов. Голосование по отзыву должностных лиц позволяет гражданам снимать с должности чиновников до истечения обычного срока их пребывания на своем посту.

Права законодательной инициативы, в настоящее время предоставляемые в 24 штатах, пользуются особой популярностью на западе страны. Избиратели реализовывали эти права более 300 раз в Орегоне, свыше 250 раз в Калифорнии и почти 200 раз в Колорадо. Самые разные вопросы ставились на голосование в различных штатах, включая вопросы о регулировании деятельности людей определенных профессий и деловых предприятий; о принятии закона по борьбе с табакокурением, о размерах ставок страхования автомобилей, о праве на аборты, о легализации азартных игр, о применении марихуаны в медицинских целях, об использовании ядерной энергии и об установлении контроля над огнестрельным оружием.

Налагаемая гражданством ответственность

Совершенно очевидно, что гражданам Соединенных Штатов предоставляются широкие права, дающие им свободы, которыми дорожат все народы: свобода мыслить по собственному разумению; свобода выражать свои взгляды и мнения, высказывать их в индивидуальном порядке избранным представителям или выражать их коллективно на больших и малых собраниях; участвовать в богослужениях по собственному выбору или вообще не участвовать в них; не подвергаться необоснованному личному досмотру, обыску их жилищ и просмотру принадлежащих им бумаг личного характера. Однако теория демократической власти предполагает, что наряду с этими правами граждане США берут на себя и определенные обязанности, такие как подчинение законам; уплата установленных в законном порядке налогов; участие в работе суда присяжных в случае включения в его состав; проявление интереса к проблемам и кандидатам на выборные должности и осуществление своего избирательного права, завоеванного для множества людей их предшественниками ценою неустанного труда и великих мук.

Еще одна обязанность граждан состоит в служении обществу. Миллионы американских мужчин и женщин идут на службу в вооруженных силах для защиты своей страны, когда она находится в чрезвычайном положении. Миллионы американских граждан служат в армии и в мирное время, чтобы укреплять военную мощь своей родины. Молодые и пожилые американцы вступают в Корпус мира и другие добровольные организации с целью предоставления социальных услуг у себя в стране и за рубежом.

Тем не менее, самой важной и долговременной обязанностью граждан является участие в политическом процессе. «Сторонники демократии прямого участия утверждают, что широкое участие граждан в принятии решений у себя в районе и на работе имеет большое значение для осознания людьми своей роли и ответственности в качестве граждан в рамках большого сообщества», - пишет в своей книге «Новое гражданство: Нестандартная политика, активизм и служение обществу» профессор политологии Крейг Риммерман. Так, например, собрания жителей района позволяет одним гражданам лучше узнать нужды и потребности других. В истинной атмосфере прямого участия граждане выступают не просто в качестве независимых личностей, преследующих свои собственные интересы, а посредством процесса принятия решений, споров и компромиссов, в конечном счете, связывают свои заботы с потребностями всего района».

Сенатор США от штата Айова Том Харкин утверждает, что активисты по своему характеру сходные с теми, кто в прошлом шел в авангарде борьбы за гражданские права, выступал против войны во Вьетнаме и был участником движения в защиту окружающей среды, сегодня проявляют энтузиазм недалеко от своего дома, мобилизуя соседей на борьбу за улучшение жилищных условий, справедливое налогообложение, снижение оплаты за коммунальные услуги и очистку территории их района от токсичных отходов. Преодолевая расовые, классовые и географические границы, эти действия показывают миллионам людей, что их общие интересы намного важнее их разногласий. Выступая в качестве граждан, все эти люди живут одними помыслами и как бы говорят окружающим: «Не сходите с ума, не отчаивайтесь, не сдавайтесь. Организуйтесь и наносите ответный удар».

Виртуальные сообщества

Некоторые обеспокоенные американские избиратели предпочли сохранить свою активную позицию путем поддержания контактов с избранными должностными лицами, в частности с президентом, а также со своими сенаторами и членами Палаты представителей. Эти избиратели пишут письма, посылают телеграммы, звонят по телефону и лично посещают служебные помещения того или иного должностного лица, будь то в Вашингтоне, их родном штате или округе. Однако за последние несколько лет на политической арене появилось новое средство общения и дало избирателям небывалую возможность узнавать, что делается в мире, высказывать свои замечания по поводу происходящих событий и прилагать усилия для изменения того, что им не нравится. Этим средством является Интернет, Всемирная компьютерная сеть или Информационная сверхмагистраль. Как бы оно ни называлось, упомянутое средство быстро и бесповоротно меняет политическую жизнь в Америке.

Интернет может быть «мощным орудием коллективных действий, если мы предпочтем использовать его для этой цели», пишет в своей книге «Сетевой Активизм: как граждане пользуются Интернетом» активист политического движения Эд Шварц. «Он обладает потенциалом для того, чтобы стать самым мощным орудием политической организационной деятельности из всех, созданных за последние 50 лет, и им может пользоваться каждый. Часто местные активисты больше всего нуждаются в надежной информации как о правительственных органах и конкретных программах, так и о методах работы политической системы». Подобную информацию можно легко и практически бесплатно найти в Интернете.

«Виртуальные сообщества» связанных общими интересами мужчин и женщин, которых разделяет расстояние в тысячи миль и которые, не будь Интернета, могли бы так и не узнать друг о друге, сейчас встречаются в этой компьютерной сети. Довольно часто эти люди ни разу не встречались лично, но они хорошо знают друг друга, ведя на протяжении долгого времени насыщенный и содержательный диалог по вопросам, представляющим для них наибольший интерес.

Другим глубоким изменением является быстрый доступ через Интернет к информации по вопросам государственной власти и политики, а также проблемам, по которым ранее большинство из вышеупомянутых мужчин и женщин не могли получить необходимых сведений, или же найти последние им было чрезвычайно трудно.

Так, например, Envirolink представляет собой вэб-сайт, посвященный проблемам охраны окружающей среды. Местные организации могут получить из этого сайта конкретные фактические сведения по таким вызывающим тревогу темам, как выбросы в атмосферу парникового газа, опасные для здоровья отходы или токсичные химические вещества. В прошлом этим группам, возможно, пришлось бы ограничиться общим обсуждением подобных проблем. Теперь же Envirolink открывает этим сообществам мгновенный доступ к подробным и богатым материалам. Вышеупомянутый сайт обеспечивает доступ к ресурсам по вопросам образования, работы государственных органов, деятельности организаций, занимающихся охраной окружающей среды, а также к публикациям упомянутых организаций. Там же приводится предметный указатель перечисленных материалов. Кроме того, Envirolink предлагает информацию и дает советы о том, как напрямую связаться с людьми для обсуждения конкретных проблем защиты окружающей среды, и с этой целью сообщает их имена, фамилии и адреса электронной почты. В данном сайте также имеются «комнаты для бесед», в которых пользователи могут проводить обсуждения и обмениваться идеями.

Активисты на местном уровне находят Интернет особенно полезным. Они занимаются политикой для того, чтобы улучшить условия жизни в своих собственных микрорайонах и общинах. Эти люди организуют уборку территории кварталов, налаживают переработку мусора, создают группы борьбы с преступностью и обучают грамоте пожилых людей. «Местные активисты ставят своей целью не только обслуживание того или иного района, - считает Эд Шварц, - хотя оно и является частью их программы. Они просто верят в то, что создать здоровую атмосферу в районах можно только в том случае, если жители проявляют личную заинтересованность во внесении своего вклада в их благосостояние».

Примером того, как эти люди используют Интернет, может служить Neighborhoods Online, вэб-сайт, созданный Шварцем для содействия активизму в районах на всей территории Соединенных Штатов. Ежедневно этот сайт посещают сотни людей, включая организаторов, штатных работников некоммерческих организаций, выборных должностных лиц, журналистов, членов профессорско-преподавательского состава и студентов колледжей и рядовых граждан, занятых поиском новых путей решения проблем микрорайонов.

«Начав с малого, - рассказывает Шварц, - мы добились того, что буквально каждая корпорация по развитию районов, каждый консультативный комитет в них, каждая программа по ликвидации неграмотности, каждая организация по подготовке рабочих кадров и каждая компания, занимающаяся предоставлением социальных услуг, либо уже находятся в этом сайте, либо работает над тем, как туда попасть».

Группы частных интересов

Группы, обсуждавшиеся выше, и другие аналогичные группы называются группами общественных интересов, поскольку в своей деятельности стремятся к общему благу, достижение которого необязательно приносит выгоду тем людям, которые входят в их состав. Это не означает, что подобные группы всегда правы в занимаемых ими позициях, а только говорит о том, что элемент получения выгоды или наличия отдельной личной заинтересованности в них весьма мал.

С другой стороны, в группах частных интересов обычно присутствует экономическая заинтересованность в отстаиваемой ими политике. Деловые организации поддерживают низкие корпоративные налоги и ограничение права на забастовки, в то время как профсоюзы выступают в поддержку закона об установлении минимального уровня заработной платы и в защиту коллективных договоров. Другие группы частных интересов, такие как церкви и этнические группы, основное внимание уделяют более широким вопросам политики, которые могут затрагивать их организации или убеждения.

Одним видом групп частных интересов, число и влияние которых в последние годы возросло, являются комитеты политических действий или КПД. Они представляют собой независимые группы, организованные для решения какого-то одного вопроса или комплекса вопросов. Эти группы вносят деньги на проведение политических кампаний по выборам в Конгресс или президентским выборам. КПД ограничены в размерах сумм, которые они могут предоставить непосредственно кандидатам на федеральных выборах. Однако не существует ограничений на размеры сумм, которые КПД разрешается тратить самостоятельно на поддержку той или иной точки зрения или на форсирование избрания кандидатов на определенную должность. В настоящее время насчитываются тысячи КПД.

«Угроза политическим партиям возрастает по мере быстрого роста числа групп, объединенных общими интересами, причем все больше этих групп имеют свои отделения в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, и представляют себя непосредственно конгрессу или федеральным органам, - пишет Майкл Шадсон в своей книге "Добропорядочный гражданин: история американского служения обществу". - Многие организации, следящие за Вашингтоном, добиваются финансовой и моральной поддержки простых граждан. Поскольку большинство этих организации уделяет основное внимание узкому кругу вопросов или даже одной проблеме, и очень часто эта единственная проблема несет в себе огромный эмоциональный заряд, они составляют конкуренцию партиям в борьбе за доллары, время и любовь граждан».

Количество денег, которые тратят эти группы «особых интересов», продолжает расти по мере того, как кампании становятся все более дорогостоящими. У многих американцев создается впечатление, что упомянутые богатые заинтересованные круги, будь то корпорации, профсоюзы или КПД, организованные для «проталкивания» определенной точки зрения, столь могущественны, что рядовые граждане едва ли могут что-нибудь предпринять с целью противодействия их влиянию.

Однако рядовые граждане могут кое-что сделать в этом отношении. Они в состоянии информировать друг друга, а затем предпринимать действия на основе полученной информации. Пожалуй, самый быстрый и эффективный способ состоит в использовании Интернета для наблюдения за каждым из выбранных должностных лиц. В течение нескольких минут эти граждане могут выяснить, какие группы «особых интересов» внесли свой политический вклад в избрание того или иного должностного лица, и как это должностное лицо голосовало по недавним законам и законодательным актам. Затем упомянутые граждане имеют возможность использовать полученную информацию для обнародования своего мнения.

Фактом политической жизни является то обстоятельство, что обдумывание тех или иных вопросов, сбор информации о них и обсуждение их с друзьями и соседями не влияет на характер поведения выбранных должностных лиц и, что более важно, на то, как они голосуют. Однако этих государственных чиновников очень волнует вопрос о том, захотят ли люди, которые избрали их на занимаемую ими должность, избрать их еще раз. Когда от избирателей начинают поступать письма, телефонные звонки, факсы и сообщения электронной почты, выбранные должностные лица обращают на них внимание. Ведь, в конечном счете, по-прежнему народ, состоящий из избирателей, каждый из которых отдает кому-то свой голос, когда он или она решает проголосовать на выборах, ставит последнюю точку.

Путь, пройденный с 1787 г., когда был разработан проект Конституции, до сегодняшнего дня не был гладким. Избиратели поддавались страстям и воздействию событий и шарахались из стороны в сторону. Однако всегда наступал такой момент, когда им удавалось выбрать золотую середину. Где-то между материальным и идеальным, между местным и национальным, между общественным и личным, между эгоизмом и альтруизмом, между правами штатов и благосостоянием всей страны есть некий общий знаменатель, всегда находя который, народ Соединенных Штатов годами создавал сильную, процветающую, свободную страну, безусловно не являющуюся идеальной, но всегда идущую вперед, сохраняя уверенность в том, что ей уготовано светлое завтра.

Политические партии Средства массовой информации

Оглавление